Садовое искусство Китая

С самого момента зарождения этого направления искусства (а ландшафтный дизайн в Китае всегда считался именно искусством) создатели садов в своих идеях и мотивах руководствовались традиционными ценностями общества и философских школ, провозглашавших взаимодействие положительного и отрицательного, правды и лжи, объединяющих работу разума и Природы Буддизм как наиболее влиятельное на культурную и духовную жизнь людей направление философских школ привнесло свои принципы и в ландшафтный дизайн.

Особенно очевидным это влияние стало между 6-ым и 11-ым веками. Как результат — садовое искусство Китая, прежде всего, опирается на духовные аспекты, что, однако, не означает обязательную принадлежность дизайнеров к определенной философской школе, но соблюдение ее общих принципов.

Каждый, кто занимался ландшафтным дизайном, черпал вдохновение из естественных пейзажей, а исключительное качество садового пространства в Китае по большей мере — результат особого метода воспроизведения рисованных объектов в трехмерном изображении на плоскости, при котором никогда не бывает лишь одной точки обзора. На Западе китайское изобразительное искусство, пожалуй, наиболее известный образец такой концепции, в которой время соотносится с пространством и вовлекает созерцателей в большей степени в смысл изображенного, нежели простое визуальное восприятие.

Создавая сад, европейцы говорят о том, что вначале его нужно посадить, а в Китае – сады строят, или, другими словами, сооружают. В китайских садах Вы не встретите ни знаменитых английских газонов, ни аккуратных очертаний французского стиля. Вместе с тем, садовники в Китае не просто подражают Природе: они стараются создать идеальный ландшафт в миниатюре – с горами, озерами, деревьями, даже энергетикой – и объединить его с жизненным пространством человека. Жить близко к Природе в культуре Китая означает простейший источник вдохновения не только для глаз, но для ума и духа.

В Китае к созданию садов относятся как к настоящему искусству, такому же, как живопись, скульптура или поэзия, стараясь достичь в нем баланса, гармонии, пропорций и разнообразия, лежащих в основе жизни. Комбинируя такие природные элементы, как камень, вода, деревья и цветы, с искусственно созданными элементами архитектуры, живописи и поэзии, дизайнеры стремятся достичь отвечающего принципам даосизма баланса и гармонии Человека и Природы.

Основные принципы

Три основополагающих принципа при создании садов в Китае сохранились с тех древних времен до наших дней. Первый принцип – сад должен выглядеть абсолютно естественно, так будто он не был создан руками человека, но самой Природой. Произвольные образы и спонтанность превалируют здесь над строгими геометрическими формами и предсказуемостью. Хотя сады в Китае являют собой воплощение Природы, это ощущение не является очевидным и может быть разгадано лишь через молчаливое созерцание образов.

Следующий принцип – сад понимался как некий мир в миниатюре, самодостаточная микровселенная. Владельцу принадлежало могущество всех сил Природы, а в саду можно было встретить символические образы всех составляющих Вселенной — инь и янь, объединенные и переплетенные между собой в рисунках и дизайне сада: камень и вода, естественный ландшафт и садоводство и даже строго архитектурные компоненты.

И, наконец, третий, последний принцип – так как сады были зачастую малы по размерам, ощущение завершенности такого микромира достигалось путем особых приемов: многоплановая перспектива создавала иллюзию пространства, обязательные различия элементов обнаруживали бесконечное множество образов, новизна восприятия основывалась на личном психологическом опыте и эмоциональном состоянии Человека, далеко превосходящих физические составляющие. Очень часто в садах прокладывались изгибающиеся, зигзагообразные тропы и мосты с тем, чтобы гуляющие по саду гости должны были сделать больше шагов, чтобы попасть из одной точки сада в другую.

Философия

В то время как основными элементами дизайна европейских и американских садов являются изящные цветы, деревья и газоны, иногда небольшие каменистые горки или водоемы, в китайских садах приоритеты расставлены по-другому: на первом плане здесь камни и вода, далее архитектура. Значимы и необходимы также и деревья, например, сосна и бамбук; цветы же играют лишь временную незначительную роль, а газон и вовсе отсутствует. В переводе с китайского языка слово «ландшафт» обозначает «горы и вода», а сам процесс создания сада звучит как «выкапывание водоемов и сооружение гор». Таким образом, камень и вода – это основные элементы любого китайского сада.

Камни и вода символизирует базисные составляющие Природы – инь и янь; это основа, на который держится сама жизнь. Камни обозначают тело Земли, горные хребты – вены; вода являет собой жизненный дух Земли, ее дыхание; проливающие дождь облака – течение крови в живом организме. Камни символизируют позитивные, созидательные силы Вселенной, вода же – это ее безмятежный, мыслительный потенциал.

Камень

Камень – это своеобразный скелет мира. При создании садов он используется, во-первых, в виде скульптур, а во-вторых – как собственно строительный материал. Обилие камней – это характерная черта китайских садов и предмет коллекционирования и гордости еще с давних времен. За последние тысячу лет строительство абстрактных каменистых садов стало значимым направлением искусства; китайские мастера предпочитают использовать камни с видимым налетом времени — множеством отверстий, причудливых форм, с испещренной прожилками поверхностью.

Большинство китайцев буквально благословят камни, считая их источником существования Земли. В некоторых садах камням специально выделяли лучшее место или размещали их в центре всей композиции, словно скульптуру Будды на алтаре буддийского храма. Причудливой формы камни – это, пожалуй, первое, что приковывает к себе взгляд знакомящегося с культурой китайских садов.

Обычно это известняк, добытый с озерной глубины и демонстрирующий собой, как мягкая слабая вода способна с годами изменить казалось бы, неподвластный ей камень. Такие камни размещают по берегам прудов, искусственных фонтанов или устанавливают в качестве доминирующей абстрактной фигуры. Гранит используется лишь как основа под деревянные колонны, при создании мостов, дорожек и площадок. Этот камень легко узнаваем по характерным прожилкам на его поверхности.

Существуют еще так называемые «камни-побеги», получившие свое название за внешнее сходство с ростками бамбука и по этой же причине часто размещаемые по соседству с ним.

Вода

Сад наполняется восстанавливающей силы и здоровье энергией, когда найден баланс противоположностей: так, прочность камня должна компенсироваться мягкостью воды. Вода как циркулирующая система Земли привносит живительную энергию в сад и насыщает ею его посетителей. В отличие от хлорированной стерильности современных бассейнов в садах Китая всегда высоко ценилась населенная естественной растительностью, окрашенная водорослями в зеленый цвет, полная жизни вода. Вода имела еще и практическое значение – это источник жизни для рыб и некоторых растений, она помогает регулировать влажность воздуха, очищает и привносит прохладу в сад.

Особое свойство воды – отражение предметов – стало еще одним символическим, знаковым элементом, используемым в ландшафтном дизайне.

Зеркало и отражение

В буддизме зеркало всегда было любимой метафорой для обозначения истинного, совершенного духа. Отражая предметы как они есть, зеркало никогда не дает им оценку, не сохраняет память о них и не изменяется само. Этот принцип представлен и в ландшафтном дизайне: водная гладь подобна зеркалу – и будь то естественный водоем или искусственно созданный пруд, эстетическая направленность этого элемента садового дизайна одинакова. Она обращена внутрь и направлена на совершенствование духа. Садовое искусство Китая – это, прежде всего воплощенный образ, или, другими словами, отражение души и сознания. Все сады являют собой результат воздействия Человека на Природу и, таким образом, подобны зеркалу, отражающему человеческую душу в общем смысле этого слова.

Архитектура

Западных посетителей зачастую смущает количество зданий, располагающихся в садах Китая. Сад здесь всегда считался продолжением дома, жизненным пространством под открытым небом, а расположение зданий в нем – одним из основополагающих элементов общего дизайна сада. А так как здания в саду были менее ограничены общими законами архитектуры, они строились так, чтобы ни одно из них не было похоже на другое. Архитектура в садах мало чем отличалась от той, которую можно было увидеть вне сада, но каждое здание в саду соотносилось с общей концепцией и идеей и имело строго определенные функции, зачастую не связанные с его прямым назначением.

Так, с верхних открытых террас человек мог любоваться широкой перспективой сада и даже открывающимися за оградой видами окружающего пейзажа. На языке символов приподнятая над землей терраса как бы приближала человека к облакам, обозначающим в китайском даосизме приют бессмертия и вечности. И в этом благородном возвышении обычно размещалась библиотека хозяина дома, являющаяся источником мудрости, к которой восходит человек, приближаясь к небу.

Зачастую строения не имели сплошных стен, а вместо этого огораживались лишь плетеными экранами, позволяющими видеть сад. Практически всегда на приподнятых террасах строились выходившие на пруд элегантные веранды – место, откуда открывался прекрасный вид на сад, а сами эти веранды становились центром композиции всего сада. По контрасту с этими постройками сооружалось множество простых небольших строений, зачастую обозначающих периферию сада, размещенных вдоль дорожек и тропинок, которые то появляются, то исчезают из поля зрения. Иногда в садах даже строили т.н. архитектурные «лодки» — одно или несколько зданий, объединенных в форме лодки, обычно размещаемые по кромке воды.

Растения

Сад, созданный меняться от сезона к сезону, удивляет посетителей своей переменчивостью и постоянным движением – ведь Вам никогда больше не удастся увидеть сад таким, каким Вы увидели его сегодня. Простой листок, на который Вы обратили свое внимание всего неделю назад, уже изменился и предстает перед Вами в новом образе. Деревья как-то неожиданно покрываются плодами, одни краски и запахи уступают место другим. Сад каждый день неожидан и неповторим!

В западных садах цветы зачастую играют главную, солирующую роль. В искусстве Китая то, что мы не можем увидеть глазами, имеет, может быть, более важное значение, чем-то, что открывается взору. Все элементы в саду, и растения, естественно, имеют свой скрытый символизм. Одним из любимых растений является сосна, символизирующая долголетие и борьбу за выживание. Вечнозеленую сосну, также как бамбук и абрикос, называют в Китае «тремя друзьями зимы».

Магнолия традиционно символизирует достаток. Этот цветок также является эмблемой Шанхая.

Рододендроны вместе с примулами и горечавкой называют в Китае «тремя любимыми цветами». В мире насчитывается около 800 видов рододендронов, и для большинства из них родиной является именно Китай.

Пионы обозначают аристократичность, достаток и высокий социальный статус. С одной стороны, этот цветок — символ женской красоты, а с другой – мужское начало, или янь. Это одно из первых растений, которое стали использовать просто в декоративных целях. Сначала пионы размещали только в императорских садах, затем они стали появляться в садах обеспеченных людей и лишь позже стали незаменимы практически в любом саду. Знаменитый путешественник Марко Поло, обнаружив в 8-ом веке китайские пионы, назвал их «розами величиной с кочан капусты». Цветут пионы в основном в июне. Их корни используются также в медицинских целях.

Также из Китая пришли к нам хризантемы. Изначально используемые для медицинских целей, эти цветы позже стали цениться и за их красоту, а также использоваться в качестве добавок в некоторые виды чая. Сладкая олива пробуждается осенью. Это растение по-королевски благородно, элегантно и постоянно. Оно также ассоциируется с луной, так как согласно легенде именно в тени этого дерева священный заяц приготовил эликсир жизни. Кремово-белые цветки этого растения источают тонкий, похожий на запах жасмина аромат и используются при приготовлении чая, вина, парфюмерии и в медицине.

Завершенность

Правильно спланированный сад создает на ограниченном пространстве ощущение завершенности, уединенности и безмятежности, когда возникает чувство, что здесь нечего добавить и, в то же время, нет ничего излишнего или чрезмерного. Китайские мастера садового искусства создавали сады, которые были многозначительны и выразительны, красивы и совершенны, несмотря на ограниченное пространство, что достигалось принципами «относительности большого и малого» и «все в одном, и один во всем», изложенными в даосизме.

Рассматривая большое или малое, этот принцип говорит о том, что истинное произведение искусства должно быть законченным, без недостающих элементов, неважно насколько мало само произведение; и целостным и последовательным, лишенным чего-либо чрезмерного, насколько бы оно не было велико.

Относительность большого и малого

Соотношение большого и малого отражается в изменении ощущений. Изменение перспективы – это видение малого с точки зрения большого. Такое видение коррелирует с традиционным для Китая восприятием пространства как оно выражается в китайском садовом искусстве, не признающем оптическую перспективу в качестве идеи представления природы.

Однако не надо смешивать это направление с еще одним – садом в контейнерах. Это направление развивалось самостоятельно, вне зависимости от вынужденного уменьшения размеров садов из-за ограниченного количества земель. Говоря о контейнерных посадках, можно сказать, что это образец воссоединения в одном подходящем месте уникальных предметов из разных уголков Вселенной.

Создать сад, в котором представлены образы всех типичных вещей и существ Вселенной – это уже само по себе магическое действо, при котором вся Вселенная оказывается сконцентрированной в одном месте, но уменьшение размеров предметов, управляемость ими и их доступность переносит нас от уровня простой имитации реальности до сферы единственной истины: мифического пространства. Таким образом, контейнерные сады всегда были объектом
отвлечения от земного бытия.

Возвращение в первоистокам

В буддизме существует такое понятие, как «возвращение к корням». В основу эстетического созерцания ландшафта, или сада, положены социальные обстоятельства, но главным мотивом являются причины духовные. Человек возвращается к природе, простой естественной жизни, убегает прочь от пороков социальной жизни, суматохи города, и выбирает тот образ жизни, который может обогатить его духовно. Возвращение к истокам означает в первую очередь восстановление ослабленных жизненных сил, питающих человека живительными силами Природы, что становится возможным, если сад строился на основе принципов фэн-шуй.

Вместо послесловия, или что же такое китайские сады?

— Сад – это нечто рукотворное, иначе говоря, кем-то созданное. С другой стороны, его элементы не зависят от человека, они живут своей собственной жизнью, которая может не отвечать задумкам дизайнера. Сад создается и воплощается в рамках задуманного его создателем, но он может существовать, пусть и в более запущенном виде, и без участия садовника.

— Даже самые большие императорские сады имеют границы, в то время как самые маленькие по размерам сады строились так, чтобы никто не мог на глаз определить их истинный размер. Смысл состоял в том, что истинный размер сада имел меньшее значение, чем воспринимаемый. Одним из любимых приемов садовников было использование с этой целью «заимствованных перспектив».

— Сады Китая всегда имели собственные название, как любое другое произведение искусства. В больших садах, разбитых на несколько частей, каждая такая часть имела свое собственное название. После того, как сад был создан, в нем собирались гости, родственники, друзья и сообща, после тщательного обдумывания выбирали название. Перебирая различные названия, они всегда имели в виду общую концепцию дизайнера сада, литературные, философские и художественные традиции.

— В садах зачастую в миниатюре воспроизводились известные, знаменитые места. Как и в пейзажном стиле живописи, целью такого приема было изображение подходящего окружающего пространства в трехмерном изображении. Такое заимствование природных картин не считалось более тривиальным, нежели создание нигде ранее не встречаемого пейзажа. Иногда дизайнеры даже пытались воспроизводить пейзаж (или его часть) с уже
написанных картин (тем более, что многие ландшафтные дизайнера были еще и художниками). И в этом смысле важным было поймать и воссоздать дух определенного окружающего пространства. В искусстве Китае между 12 и 13 веками ландшафт или его элементы (камни, вода, птицы и т.д.) стали более значимы, чем человек, даже если основным лейтмотивом произведения оставались чувства и эмоции.

— Ландшафтное искусство Китая всегда было близко к Природе. В идеале это означает естественность и искренность, или иначе – подлинность. Одним из основных элементов для достижения природной естественности созданного ландшафта служат камни. Начиная с 8-го века камни, источенные водой, становятся, чуть ли не основным элементом дизайна, так как их рождение абсолютно спонтанно и они, таким образом, являли собой воплощение естественности. Использовалось два вида камней – лежачие и стоячие. Лежачие обозначали холмы и горы, а красивые вертикальные камни использовали в качестве акцента композиции. Декоративные функции камней в китайских садах близки к статуям, обелискам в европейских садах, за тем лишь исключением, что они намного гармоничнее вписываются в живописную игру окружающих света и теней. Камни походили на абстрактные скульптуры современного искусства, в то время как европейские сады и парки периода ренессанса и барокко изобиловали художественными скульптурами.

— Китайским дизайнерам приходилось преодолевать антагонизм между естественностью и стилем. Для того чтобы следовать Природе и отказаться от чуждого ей необходимо было отождествить стиль и спонтанность.

— В китайских сада (или в отдельных его частях) определялись видовые точки, или иначе — точки обзора. В некоторых случаях дизайн сада создавался таким образом, чтобы гость попал в эти видовые точки по тропинкам, переходам, мостам, павильонам и т.д. В других случаях гость сам определял для себя наиболее привлекательные уголки сада. Однако в любом случае весь сад никогда не открывался с одной только точки. Он состоял из более или менее обособленных частей, каждую из которых гуляющий по саду обнаруживал по мере своего продвижения.

— Ландшафтная архитектура может дать больше, чем любое другое искусство. Окружающее пространство уже своей красотой оказывает воздействие на человека, но здесь также присутствуют и аромат (это один из наиболее чувственных способов ощутить и понять сад), тактильные ощущения, обоняние и т.д. Иногда внешне неприглядный ландшафт может быть богат «шепотом» природы — звуками воды, ветра, птиц, лягушек и др. животных. Китайские сады обращаются непосредственно к эмоциям и посвящают себя исключительно чувствам и ощущениям: будь то визуальное восприятие восхода солнца; или текстура листвы, до которой хочется прикоснуться; или смешение ароматов цветущих растений; завораживающий шепот воды или колыхание листьев…

Abistyle Дизайн студия интерьера